bootstrap website templates
Свято-Никольский храм города Воронежа

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ
города Воронежа


Никольское благочиние |
Воронежская епархия |
Московский Патриархат |
Русская Православная церковь | 

Святыни и чтимые иконы храма

Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»

Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» - одна из величайших святынь монашеского Афона, глубокочтимая в России. Первообраз «Скоропослушницы» находится в афонском монастыре Дохиар.

Почитание иконы началось в 1664 году. Однажды монастырский повар Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка кого-то из братии и пренебрег знамением, продолжая ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии Нил молился перед иконой Царицы Небесной, умоляя о прощении. И вновь он услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении ему зрения. Тот же голос, исходивший от иконы, приказал ему возвестить всей братии о том, что с этой поры сей образ Божией Матери будет именоваться Скоропослушницею, потому что всем, притекающим к нему, Она будет являть милость и исполнение прошений.

По сей день Пресвятая Богородица исполняет Свое обещание, являя скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим. В России списки с иконы Божией Матери «Скоропослушница» появились в XIX веке, многие из них прославились чудесами.

Празднование 22 ноября

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех Скорбящих Радость» произошло в 1688 году.

После молебна у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра Патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех Скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед через Ее чудотворный образ.

Особое почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда родной сестрой императора Петра I царевной Натальей Алексеевной в 1711 году был перенесен список с московского образа. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. С нее делали многочисленные копии. Один из списков иконы прославился в 1888 году в бедной часовне на стеклянном заводе, когда во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний. От иконы стали происходить исцеления и другие чудеса. Этот образ получил название «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Празднование 6 ноября

Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, с частицей мощей

Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, с частицей мощей

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, родился на южном побережье полуострова Малая Азия в христианской семье. После смерти родителей будущий святитель получил больше состояние, которое потратил на нужды бедных.

Его дядя, епископ Николай Патарский, сделал его чтецом, а затем рукоположил во священники. Начало его служения пришлось на самые жестокие гонения на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане.

Святитель Николай участвовал в I Вселенском Соборе (325), который был созван императором Константином Великим, где он обличил еретика Ария.

Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. По молитвам святителя город миры был спасен от голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его и по сей день продолжают источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Память 19 декабря, 22 мая

Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей

Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей

О Пророке и Крестителе Иоанне Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Святой Иоанн Креститель – последний ветхозаветный пророк Израиля. Его называют также Предтечей, так как он пришел перед Иисусом Христом и предвозвестил Его пришествие в мир.

Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии и Елисаветы. О рождении сына Захарии благовестил в храме Архангел Гавриил, который и велел назвать ребенка Иоанном. Святой Иоанн до 30 лет жил в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой, носил грубую одежду, препоясанную кожаным поясом, питался диким медом и акридами.

Свое пророческое служение Иоанн Предтеча начал в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу реки Иордан. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Во время крещения Господня на Иордане Иоанн говорил о том, что Иисус Христос и есть Мессия, Спаситель мира.

Пророк обличил иудейского царя Ирода Антипу в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата – Иродиадой, за что Ирод заключил пророка в темницу. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и тот пообещал дать ей все, что она пожелает. По наущению матери юная танцовщица потребовала принести на блюде отрубленную голову святого.

Православная Церковь вспоминает мученическую кончину Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в день Усекновения его честной главы 11 сентября.

Память 11 сентября, 20 января, 9 марта, 7 июня, 7 июля, 6 октября

Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей

Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и христианки Еввулы, которая умерла, когда будущий святой был еще отроком. Отец отдал сына в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану Галерию, который захотел видеть Пантелеимона врачом при своем дворе.

Под влиянием пресвитера Ермолая юноша узнал о христианстве. Вера Пантелеимона укрепилась после того, как он именем Иисуса Христа воскресил укушенного змеей ребенка, и он твердо решил принять святое Крещение. После смерти отца, который крестился под влиянием сына, Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Святой безмездно лечил всех, кто обращался к нему, посещая в темницах узников-христиан и исцеляя их от ран.

Вскоре молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Это вызвало зависть и недовольство других врачей, которые донесли императору о том, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан пытался вернуть святого к язычеству, однако ни долгие уговоры, ни многочисленные и жестокие пытки не смогли поколебать веру Пантелеимона. Мученик был обезглавлен, а его кончина сопровождалась многими чудесами.

Память 9 августа

Икона великомученицы Варвары с частицей мощей

Икона великомученицы Варвары с частицей мощей

Святая великомученица Варвара родилась в III веке в городе Илиополе Финикийском (в нынешней Сирии) при императоре Максимине в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери.

Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальную башню, из которой она могла выходить только с разрешения отца. Так, созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара училась от видимого творения познавать истинного Творца. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, завел с ней разговор о браке, но, к сожалению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Тогда он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она изменит отношение к замужеству.

Познакомившись с христианами Илиополя, Варвара приняла Крещение. Узнав об этом, отец в гневе отрекся от дочери и отдал ее на суд градоначальнику Мартиану. Святую жестоко пытали, но на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, христианка по имени Иулиания открыто исповедала свою веру. После страшных истязаний мученицы остались верными Христу и по приказанию правителя были обезглавлены. Вскоре Диоскора и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.

Память 17 декабря

Икона преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого с частицей чудотворной лозы

Икона преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого с частицей чудотворной лозы

Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский, был великим жупаном (князем) Сербии и носил имя Стефана Немани (Неманя). Родившись в 1114 году от князя Давида, Стефан был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потом он всю жизнь страдал от гнева своих братьев.

Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь византийского императора. Супруги, сами стяжав святость, произвели на свет двоих сыновей, также ставших святыми. Князь много потрудился для своего отечества: объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. Стараясь превратить Сербию в православное царство, Стефан воздвиг здесь множество храмов и монастырей.

В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где уже прославился святостью жизни его сын – преподобный Савва. Здесь они вместе возобновили запустевший Хиландарский монастырь, куда к ним стали стекаться иноки из разных стран.

После кончины преподобного Симеона в 1200 году мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки своего отца на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице, которую с такой любовью на свои средства построил сам святой Симеон.

Память 26 февраля

Икона праведного Иоанна Русского, исповедника с частицей мощей

Икона праведного Иоанна Русского, исповедника с частицей мощей

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии. Служил солдатом в армии императора Петра I, участвовал в Русско-турецкой войне и попал в плен. Турки безуспешно пытались обратить его в мусульманство.

Терпеливо переносил Иоанн свое рабство, издевательства и насмешки турок. Видя твердость веры, кротость и трудолюбие Иоанна, хозяин перестал мучить и поносить пленника, не принуждая больше его к отречению от христианства. Со временем хозяин и его жена искренне полюбили своего невольника и предложили ему жить как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал его каждодневной молитве.

Не только православные греки, но и турки, татары, армяне стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника, называя его Вели – Святой. А праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину, проводя свои дни в посте, трудах и молитве, помогая всем нуждающимся и больным, делясь с ними своей скудной пищей.

Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа.

Память 27 мая

Икона святителя Феофана Затворника с частицей мощей

Икона святителя Феофана Затворника с частицей мощей

Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую Духовную академию. По окончании академии, в 1841 году, он принял монашество с именем Феофан. В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. С 1856 года архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, а с 1857 года – ректор Санкт-Петербургской Духовной академии.

В 1859 году архимандрит Феофан хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. Тамбовский архипастырь устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище, заботится и о повышении образования духовенства. С июля 1863 года епископ Феофан пребывал на Владимирской кафедре.

В 1866 году по прошению он уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии, а после пасхи 1872 года святитель Феофан уходит в затвор. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, он посвящает литературно-богословским трудам, пишет много писем. Владыка отмечал: «Писать – это служба, Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель мирно почил 19 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Погребен святитель Феофан Затворник в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Память 23 января, 29 июня

Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей

Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей

Священномученик Петр (Зверев), в крещении Василий, родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника. Учился в Московском университете, затем перевелся в Казанскую Духовную академию, а через год был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в священный сан. По окончании академии в 1909 году он был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря. В 1916 году, после февральского переворота, иеромонах Петр – настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря.

В 1919 году Святейшим патриархом Тихоном архимандрит Петр возведен в сан епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. После многочисленных арестов и ссылки в 1925 году владыку Петра направляют в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу), а в январе 1926 года, после кончины митрополита Владимира, он назначается на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка Петр пользовался большим уважением и любовью у жителей Воронежа, по праву считавших его хранителем чистоты Православия.

Вскоре владыка был вновь арестован и весной 1927 года сослан на Соловки. Ссыльный епископат в знак особого уважения негласно избрал его главой Соловецкого духовенства. 7 февраля 1929 года, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», архиепископ Воронежский Петр скончался от тифа на острове Анзер.

Память 7 февраля, 17 июня, 9 августа

Ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых

Ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых

В ковчеге содержатся частица Древа Животворящего Креста Господня и частицы мощей апостола Варнавы (I); мученицы Филицаты Римской (ок. 164); священномученика Валентина, епископа Интерамского (ок. 273); мученика Маманта (275); бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских (III); мученика Власия Кесарийского (III); мученицы Виктории Кордувийской (IV); святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского (1194); блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557); святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703); святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752); преподобного Феодора Санаксарского (1791); святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805); праведного воина Феодора Ушакова (1817); святителя Гавриила, архиепископа Рязанского (1862); святителя Мелетия, епископа Рязанского (1900), блаженной Любови Рязанской, Христа ради юродивой (1921), преподобного Александра Санаксарского, исповедника (1961).